Get Adobe Flash player

ВХОД/РЕГИСТРАЦИЯ

Кто на сайте

We have 140 guests online

Гагарин Юрий Алексеевич 1934 - 1968

Статьи - Герои нашей Родины
09 марта 1934 - 27 марта 1968

первый человек, полетевший в космос, Герой Советского Союза, полковник, летчик-космонавт

Гагарин Юрий Алексеевич биография, фото, истории - первый человек, полетевший в космос, Герой Советского Союза, полковник, летчик-космонавт

9 марта 1934 года в городе Гжатске (теперь Гагарин) Смоленской области родился мальчик, получивший имя Юрий. Семья Гагариных работала в колхозе деревни Клушино, и именно здесь прошли первые годы жизни будущего первого космонавта. Мать Юрия, Анна Тимофеевна, была работницей молочно-товарной фермы, а отец, Алексей Иванович, плотничал. По стопам отца пошел и старший брат Юрия, Валентин, а вот младший, Борис, после обучения работал на заводе радиоламп в Гжатске. Была у Юрия и сестра Зоя, впоследствии ставшая медицинской сестрой.

В год, когда Юрий пошел в школу, началась Великая Отечественная война. Первоклассником он был всего лишь полтора месяца – занятия прекратились 12 октября из-за оккупации села немецкими захватчиками. Оккупация продолжалась два года. За это время маленький Юрий, как и его сверстники, увидел немало ужасов войны и на всю жизнь возненавидел ее. Вернуться в школу он смог только в апреле 1943 года, когда советские войска отбросили немцев. После Победы семья Гагариных переезжает в Гжатск, где Юрий Гагарин продолжает учиться в школе. Окончив в 1949 году шестой класс, он поступает в ремесленное училище города Люберцы, а зимой того же года его принимают в комсомол. Понимая, что образование необходимо, Гагарин одновременно учится в вечерней школе. Диплом своей первой профессии – формовщика-литейщика – Юрий получил в начале лета 1951, а уже в августе стал студентом индустриального техникума в Саратове.

Именно в годы учебы в техникуме Гагарин влюбился в небо и вместе со своими друзьями 25 октября в 1954 году начал заниматься в Саратовском аэроклубе. Следующий, 1955 год, сам Юрий называл знаковым – окончание с отличием техникума и самостоятельный первый полет на Як-18. В том же году осенью Гагарин был призван для срочной службы в рядах Советской Армии. Военкомат направил его в Оренбург – курсантом первого Чкаловского военно-авиационного училища. Два года учебы пролетели незаметно, тем более что Юрию нравились практически все занятия. Но, конечно же, особенно он любил летать. В 1957 году, 25 октября, Гагарин окончил училище и получил направление на службу в истребительном авиационному полку Северного флота.

Еще одно знаменательное событие в жизни Юрия произошло через два после окончания училища – он женился на Валентине Ивановне Горячевой. В браке у Юрия и Валентины родились две дочери – Елена в 1959 году и Галина в 1961.

Служба в авиации Северного флота увлекла Гагарина. Он полюбил эти суровые места, но особенно ему нравились частые полеты во время полярных ночей. Неизвестно, сколько бы прослужил Гагарин на севере – возможно, и всю жизнь, но начался набор летчиков для обучения владения «новой техникой». Именно так поначалу называли группу подготовки космонавтов – «специалисты новой техники». В конце 1959 года Юрий Алексеевич подал заявление о зачислении его в состав группы кандидатов в космонавты, и буквально через неделю ему пришел вызов в столицу. В Москве Гагарин прошел углубленное медицинское обследование в отделении Центрального научно-исследовательского авиационного госпиталя. Уже через месяц ему пришло пройти еще одну специальную медкомиссию, выводов которой поначалу старший лейтенант Гагарин не знал. Лишь 3 марта в 1960 году он ознакомился с приказом К. А. Вершинина, Главнокомандующего ВВС, и узнал о своем зачислении в группу космонавтов.

Тренировки начались сразу же. В группе было двадцать летчиков, все молоды, здоровы, и каждый из них надеялся, что первый полет в космос доверят именно ему. Параллельно с подготовкой совершенствовалась и ракета, которая должна была доставить человека в космос. Сергей Павлович Королев, Генеральный конструктор проекта, внимательно следил за всеми этапами подготовки первых космонавтов. Из группы подготовки были выделены шесть человек, потом осталось три претендента, и лишь за несколько месяцев до старта стало ясно, что первый полет совершит Гагарин. Его кандидатура была одобрена ЦК КПСС, и он приступил к индивидуальной подготовке.

В пользу Юрия Гагарина сработали не только прекрасная физическая подготовка, великолепная реакция и знание техники – главным стали общительность, открытая душа и симпатичное улыбающееся лицо. Все прекрасно понимали – первый космонавт станет лицом СССР и должен достойно представить Родину во всем мире. Последнее слово, как водилось в то время, сказал Никита Сергеевич Хрущев. Из представленных ему трех фотографий кандидатов на полет он без всяких колебаний выбрал фотографию Гагарина. Дублером Гагарина стал Герман Титов.

Через четыре месяца подготовки в Москве группа перебазировалась в поселок Звездный. До сих пор там готовят всех, отправляющихся в космос. Никто не знал, с какими трудностями столкнется человек в открытом космосе, а потому космонавтов тренировали в барокамерах, до потери сознания крутили в центрифуге, проводили беспрерывные тесты. Кроме того, все будущие космонавты тренировались в полетах на реактивных истребителях, в парашютных прыжках, а также проходили тренировки на Ту-104, переоборудованном в летающую лабораторию.

Сегодня известно, что еще перед полетом Гагарина для ТАСС были подготовлены три сообщения. Первое, понятно, об успешном завершении полета – его и услышал мир. Второе сообщение было написано на случай падения возвращаемой капсулы с космонавтом в Мировой океан или на территорию других стран. А третье, по счастью, не понадобилось – ведь оно касалось трагического исхода полета.

12 апреля 1961 года на космодроме Байконур завершилась подготовка космического корабля «Восток» к полету. Был готов к полету и Гагарин. Даже охраняющие территорию Байконура солдаты не имели понятия ни о времени старта, ни о том, что должен был полететь человек. Ракета стартовала в 9.07. московского времени. Присвоенный Гагарину позывной «Кедр»на стартовой площадке знали только четыре человека – такова была мера секретности. Когда дали команду «Пуск!», Гагарин произнес свое знаменитое «Поехали!» и отправился к бессмертной славе.

Все системы ракеты работали штатно, однако произошел сбой в системе радиоуправления третьей ступени – двигатель выключился лишь в результате работы дублирующего таймера. Эта ошибка подняла корабль с Юрием Гагариным на более высокую орбиту, нежели расчетная. Апогей был превышен на сто километров. На Земле начались лихорадочные расчеты – Королев хотел знать, вернется ли корабль. Тем временем Гагарин работал на орбите. Эксперименты, которые он проводил, сейчас выглядят смешными: он принимал пищу, пил воду, писал в блокноте. Однако впоследствии эти первые эксперименты в космосе дали возможность разработать технику безопасности для всей серии космических аппаратов, в том числе для станции «Мир». Именно Гагарин предложил хотя бы привязывать все предметы обихода, которые могут «уплыть» в невесомости.

На тот момент никто не знал, как воспримет психика человека столь непривычные условия. Именно поэтому вся аппаратура ручного управления была заблокирована, а для того чтобы активировать ее, космонавт должен был вскрыть специальный конверт с кодом разблокировки. Считалось, что этого достаточно для предотвращения катастрофы в случае помешательства пилота.

Неудачно сработала и тормозная двигательная система – произошел недобор импульса, и автоматика корабля запретила разделение отсеков. В результате до входа в атмосферу началось беспорядочное кувыркание системы «приборно-двигательный отсек – посадочная капсула», и Гагарин сообщил о проблеме в Центр управления полетом. Приборно-двигательный отсек буквально оторвало от посадочной капсулы в плотных слоях атмосферы: соединяющие кабели и болты попросту перегорели. Перегрузки достигли 8-10g, но если к ним космонавт был готов, то подавить страх оказалось куда сложнее – за иллюминаторами полыхало пламя, а по стеклам текли струи металлического расплава.

В плане полета предусматривалось два типа посадки: в капсуле и на обычном парашюте. Гагарин выбрал второй вариант и катапультировался на высоте семь тысяч метров. Катапультирование также не прошло без проблем – заел клапан наружного воздуха, и Гагарин едва не задохнулся в герметичном скафандре. А вот падения в воду Волги ему удалось избежать благодаря хорошей предполетной подготовке. Позже выяснилось, что Гагарин совершил посадку неподалеку от села Смеловка Саратовской области. Если учесть все проблемы прохождения первого космического полета человека, ошибка в точке приземления была не такой уж большой. Расчетное место находилось в ста десяти километрах от Сталинграда.

Вокруг Земли Гагариным был выполнен один оборот, а в космосе он провел 108 минут. За выполнение задания государственной важности Гагарин Юрий Алексеевич получил первое звание «Летчик-космонавт СССР» и золотую звезду Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

Москва встречала героя через два дня. Многолюдный митинг прошел на Красной площади, и тысячи людей пытались хотя бы одним глазком взглянуть на первого человека, поднявшегося к звездам. С конца апреля Гагарин отправляется с «миссией мира» за рубеж. Фактически, с небольшими перерывами эта поездка длилась почти два года. Гагарин посетил почти все континенты, десятки стран и пожал тысячи рук восхищенных поклонников. Встречу с Гагариным почитали за честь президенты и короли, видные ученые и политические деятели, величайшие музыканты и артисты мира. Практически каждая страна считала своим долгом наградить знаменитого человека если не орденом, то уж обязательно медалью. К концу поездки Гагарину было бы очень трудно носить на себе все полученные награды. Он стал почетным членом множества научных обществ, клубов и академий, но «звездной болезнью» переболел быстро и все свои силы отдал работе в выпустившем его гнезде – Центре подготовки космонавтов. Тем более что с 23 мая 1961 года Гагарин являлся командиром отряда космонавтов СССР. В сентябре этого же года Гагарин стал студентом Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского.

Несмотря на напряженную, буквально по минутам расписанную жизнь, Гагарин мечтал о полетах. В 1963 году он начал тренироваться и готовиться к новому полету в космос. Именно в это время стали воплощать в реальность так называемую «лунную программу» – полет человека к спутнику Земли. Одним из претендентов на место в этом космическом корабле стал Гагарин. Но лунная ракета «Н-1» терпела аварии. Тем не менее, ее постоянно совершенствовали, и пилотируемый полет отодвигался на неизвестное время. Необходимо было осваивать корабль «Союз», и вместе с Гагариным к этому полету готовился Владимир Михайлович Комаров. Полет «Союза» наметили на весну 1967 года.

Когда решался вопрос, о том, кто поведет «Союз» в космос, выбор пал на Комарова. Скорее всего, Гагарина в этом выборе сместили на второй план для того, чтобы не рисковать жизнью уже прославленного человека. И возможно, что это был перст судьбы – первый полет «Союза» стал трагическим, и Владимир Комаров погиб. В своей траурной речи Юрий Гагарин обещал, что советские космонавты научат «Союзы» летать, и оказался прав. Мощная ракета «Союз» до сих пор доставляет космонавтов и грузы на Международную космическую станцию. Но, к сожалению, Гагарину летать на этих ракетах не пришлось.

17 февраля 1968 года Гагарин получил диплом в Академии Жуковского и принялся добиваться разрешения на самостоятельное пилотирование самолета. Ведь все это время ему запрещали садиться за штурвал – во избежание даже и самых минимальных рисков. Однако 27 марта 1968 года разрешение на самостоятельный полет Гагарину было дано, и он отправился в столь долгожданный полет. Полет этот стал для него последним. Самолет потерпел крушение неподалеку от деревни Новоселово во Владимирской области. До сих пор по поводу этой катастрофы строятся догадки и высказываются совершенно фантастические мнения вплоть до вмешательства инопланетян. Возможно, мы никогда не узнаем, что случилось в тот трагический день, но достоверно известно главное – в этом полете Гагарин погиб.

Юрий Алексеевич Гагарин, человек, открывший космическую эру в истории нашей цивилизации, похоронен на Красной площади, у стены Кремля. Больше всего на свете он хотел летать – и совершил полет, который навсегда останется в памяти человечества.